На Россию обрушилась новая волна «притеснений»: Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) снова лишила РФ права голоса и некоторых других полномочий, банки Великобритании и заинтересовались источниками доходов русских олигархов и «попросили» их отчитаться об активах, инвестициях и прочих средствах, в противном случае обещая заморозить счета, США грозят ужесточить санкции... Политические и экономические «укусы» со стороны противников и бывших партнеров грозят разбудить левиафана российской власти, ибо издали сложно представить тяжесть лапы нашей государственной машины. И если мировой общественности что-то неясно, то очень вовремя (при поддержке Министерства культуры РФ, заметьте) в свет выходит картина одного из самых неоднозначных российских режиссеров современности Алексея Звягинцева.
Сначала о политике. «Наша позиция состоит в том, что мы не собираемся выпрашивать наши полномочия. Мы считаем, что если большинство приняло решение о приостановке полномочий, то мы в ответ, как и предупреждали, приостанавливаем деятельность в ПАСЕ до конца года», — отметил глава российской делегации Алексей Пушков. И никаких трагедий: нам есть чем заняться. Например, в ОБСЕ. Но стоит ли будить спящую собаку? Нынешняя власть очень четко калибрует мировые площадки по степени необходимости их для развития и усиления наших позиций, и тут стоит задуматься, кто за кого держится.
И вот теперь о культуре. Страшная метафора сегодняшнего положения вещей — уже получившая престижную кинематографическую награду и высокие оценки мировых(!) критиков лента «Левиафан» Звягинцева. Даже если не комментировать заложенный режиссером библейский подтекст (ибо Иов терпел безропотно, за что и был вознагражден), то картина все же стала весьма масштабным парафразом, разбив российских зрителей на два враждующих лагеря. Человек против власти государства — ничто, об этом еще в «Медном всаднике» умудренного жизнью Пушкина говорилось: «тяжелозвонкое скаканье» за безумным Евгением — извечный перегиб российской власти. Что великому Всаднику — Евгений? Зачем добивать слабого? Ан, нет, скачет, преследует, догоняет. Возможно, это и есть суть любой государственности: если начал, то буду идти до конца, даже если дело неправое. Маховик запущен, лучше не попадать под руку... Воплощением государства в ленте Звягинцева стали люди вполне несимпатичные: опьяненный собственной властью мэр, равнодушные приспособленцы прокурор, судья, начальник полиции, продажный архиерей... А где вы видели, чтоб власть имущими восхищались? На их махинации совершенно бесстрастно с портрета на стене в кабинете мэра сверху вниз смотрит неулыбчивое лицо нынешнего Президента РФ. «Убийственное портретирование путинской вертикали в действии», которое предполагал режиссер, все же стало портретом власти государства вообще, неважно, Америка это, Россия или Древняя Иудея. Государство — всегда Левиафан, который «изощрённо и не без удовольствия при малейшем неповиновении скрутит, задушит в смертельном объятии и разотрет в пыль». (Малюкова Л.Л.) «Левиафана в понимании Томаса Гоббса — государства, защищающего граждан от всякого индивидуального произвола, — нет в нынешней российской жизни, поскольку в ней царит всевластие преступников», — считает культуролог Борис Парамонов. И надо же — именно этому поверили, как минимум, английские банкиры, и кинулись проверять законность состояния русских олигархов. Имеют право. Да и нам будет любопытно посмотреть на отчеты.
Но не станет ли этот частный сюжет из жизни российской глубинки проекцией стратегии правительства РФ? Левиафан — существо древнее и непостижимое, обладающее силой, которую трудно представить, пока оно ее не продемонстрирует. И у него пока не замечено ни чувства сострадания, ни чуткости и внимательности к судьбе отдельного человека. Кто там под ногами? Евгений? Николай? А нечего было голову поднимать. Государственные интересы... Политическое влияние... Экономические расчеты...
Елена Хвостова
Комментариев нет:
Отправить комментарий