«Конечно, альтернативная энергетика имеет очень большое значение. Но в то же время то, что у нас много энергоресурсов, углеводородов, это наше достоинство, а не недостаток. Слова о том, что надо слезть с нефтяной иглы, что углеводороды – это наш бич, конечно, неправильны. Это наше богатство и надо использовать его эффективно», – заявила председатель Комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Екатерина Попова.
За разъяснением позиции по вопросу, и уточнением мнения Главный редактор регионального выпуска журнала «Экоград» в Калуге Ярослав Хабаров - обратился непосредственно к Екатерине Витальевне Поповой.
Екатерина Витальевна! Рад Вас приветствовать. Ваши слова, произнесенные на 4-ом международном энергетическом форуме «Инновации. Инфраструктура. Безопасность» в интернете обросли кучей комментариев, толкований, разъяснений, и за множеством суждений, возможно, стерся первоначальный смысл. Напомню, речь шла о том, что, к сожалению или к счастью, для России, но альтернативная энергетика не является конкурентом для углеводородной энергетики. Пока альтернативная энергетика еще слишком «затратна». Значит пока говорить о том, что возобновляемая энергия займет существенное положение в энергобалансе пока рано? Что лично Вы думаете на этот счет?
- Конечно, альтернативная энергетика имеет очень большое значение. Но, будем честны, у нас большую часть энергоресурсов составляют углеводороды. По мнению академика РАН Александра Некипелова, такое положение дел - наше достоинство, а не недостаток и мы должны в полной мере использовать этот ресурс. Но прошу заметить, именно в инновационной сфере, а не в сырьевой. И в то же время с опорой на топливно-энергетический комплекс. Я хочу сказать, что именно углеводороды дадут нам возможность осуществить модернизацию в конкретных отраслях.
Для справки: Согласно принятой в научном сообществе классификации, все источники энергии подразделяют на две группы — невозобновляемые и возобновляемые. К невозобновляемым относят нефть, уголь, газ и ядерную энергию. Группа возобновляемых, в свою очередь, делится ещё на две — традиционных и нетрадиционных (альтернативных) источников энергии. К традиционным относят гидроэнергетику и энергию биомассы в части использования древесных отходов]Понятие «нетрадиционных источников» исчерпывающе определяет федеральный закон РФ «Об электроэнергетике»:[2]
Возобновляемые источники энергии — энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоёмов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках.
В мире альтернативная энергетика (АЭ) развивается ускоренными темпами после нефтяного кризиса 1973 года, когда человечество осознало как недопустимо высокую степень своей зависимости от невозобновляемых источников и цен на них. Разработки в направлении использования альтернативных источников велись и ранее.
Сегодня альтернативная энергетика является перспективным с точки зрения экономической и энергетической эффективности направлением деятельности, несмотря на активное противостояние нефтегазового лобби. Подстёгивающим развитие АЭ эффектом обладают случающиеся в последние годы всё чаще политические, экономические и экологические кризисы, они потенциально влияют на энергетическую безопасность государств и регионов. Среди них, в частности, нефтяной кризис (1973),[3] теракты в США (2001), московская энергоавария (2005), перебои с газовым транзитом через Украину в ЕС (2009),[4] авария на японской АЭС «Фукусима—1» (2011)[5] и др.
Россия, обладающая значительными запасами нетрадиционного топлива и имеющая возможность использования одного (а иногда двух и более) возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в каждом своём регионе,[6] не торопилась с развитием альтернативной энергетики вплоть до 2000-х годов, хотя отдельные исследования и разработки в этом направлении активно велись с 1950—1960-х годов. Не прекратили работать построенные ещё в советское время электростанции на ВИЭ.
Сегодня у России есть успешный опыт создания электростанций практически на всех известных видах возобновляемых источников энергии. Проблемой является отсутствие реальной государственной поддержки альтернативных энергопроизводств, несмотря на принятие в конце 2000-х годов ряда основополагающих постановлений и курс правительства на инновации.[7]
Что касается углеводородного сектора энергетики. Если послушать наших нефтяников, они с любой мало-мальски заметной площадки стараются рассказать о накопившихся в отрасли проблемах, как следствии недофинансирования в развитие. Например, многие говорят о высокой степени изношенности оборудования. Конечно, в «нищету казанскую» российских нефтяников поверить сложно, но некоторые аргументы выглядят вполне убедительно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий