Мешает ли Госплан загнать следующую страну в социально-экологический тупик и с презрением забросать бывших граждан камнями хаоса?
Давайте посмотрим в окно, какая там погода. А какая погода будет завтра вечером, можно ли верить Яндексу и телевизору во всем? Конечно, на вопрос: «Что, потепление или похолодание? Где, в океане или в атмосфере? Когда, быстро или потом?» — знает ответ если не Яндекс, то Гугл. Надо ли знать миллион их ответов, если их смысл един: всякое может быть. Что из этого следует? А то, что нужны в любом случае резервы на восстановление гомеостаза в квартирах и адаптацию к прибывшим климатическим мигрантам. И при похолодании, и при потеплении возрастает расход энергии на обогрев или на кондиционирование, денег на растениеводство при засухе или проливных дождях, наводнениях и социального времени на поиск этих денег.
С энергией неважно, из многих скважин часто вместо нефти уже идет скважинная жидкость, в которой почти одна грязная вода. Деньги, возможно, ищут специалисты — прокуратура, талантливые менеджеры, кто быстрее. Понятно одно: свободного времени на общественную работу у нас, может быть, нет. Так что пусть ищут те, кому больше надо, моя хата с краю и с незалежным кондиционером.
Всемирная метеорологическая организация в Женеве представит предварительную оценку о состоянии климата планеты в 2015 году, который, как ожидается, будет самым жарким в истории наблюдений.
Ну, а как в России, есть какая-то необыкновенная специфика?
Тут необходимо процитировать журнал «ЭкоГрад», так как не все себе это уяснили с одного раза.
1. По оценкам ВШЭ и WWF (2015 г.), российские леса пока поглощают СО2-эквивалента порядка 500 млн тонн в год. Но к 2030 году этот объем уменьшится примерно до 200 млн тонн. А затем, к середине 2040-х, составит менее 100 млн тонн. То есть российский лес «скомпенсирует» к концу 2020-х не более 7% выбросов углерода в стране, а к 2050 году — около 0. Основные причины такого тренда — природные катаклизмы, расширяющаяся география болезней лесов, огромные объемы незаконной вырубки, растущий дефицит профессиональных кадров и финансирования лесовосстановительных проектов.
2. Если мы посмотрим на нефть, которая сбрасывается в Мировой океан, то, по оценкам Международной морской организации (ИМО), в течение года, не включая Россию, сбрасывается от полутора до двух миллионов тонн нефти. Дополнительно к этому северные реки Российской Федерации выносят в Мировой океан около полумиллиона тонн нефти еще из-за того, что нефть вылилась у нас на берегу. Я думаю, что самое логичное — это действовать всем вместе. Надо просто прекратить утечки нефти. Это делается совершенно нормально. Нет ни одной страны в мире, где столько утечек нефти, относительно недавно догоняла нас Нигерия, но сейчас утечка уменьшается. При наших 12 000 порывов нефтепроводов — по официальной статистике, — в Нигерии сейчас всего 4000 порывов, их количество уменьшается. Только в Нигерии по каждому порыву показывают место, фотографию, как проходит уборка. У нас попробуйте у нефтяной компании узнать, где у них произошел порыв нефтепровода. Вспомните — недавно был порыв, говорили, что все убрано, а приезжают наши коллеги и видят — там ничего не убрано.
Ну как у других, что там за горой? Есть газ, он чище нефти. Газ — это хорошо. Его у нас и у других много, рынок перенасыщен поставщиками.
3. Танкер с первым грузом СПГ для только что открытого польского регазификационного терминала Свиноуйсьце вышел из катарского порта Рас Лаффан. Этот СПГ-терминал Saipem должна была сдать в эксплуатацию аж в июне 2014 года. Однако компания не только не справилась с проектом в указанные сроки, но еще и попросила у польских инвесторов дофинансировать завершение работ. Однако поляки отказались платить.
http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/106947/
Тегеран (FNA) — иранский министр нефти Биджан Намдар Зангане сказал, что его министерство планирует экспортировать сжиженный природный газ в Европу вместо перекачки газа по трубопроводам. В сентябре Зангане сказал, что Испания выразила готовность реэкспортировать иранский газ в Европу через терминалы СПГ, о чем будут проведены переговоры между Тегераном и Мадридом.
http://perevodika.ru/articles/30538.html
4. Переходим к необходимому вопросу: что делать? Точнее говоря, кто заплатит?
К 2040 году потребности в газе в мире, согласно прогнозам, увеличатся на 32%. Об этом сообщил Президент РФ Владимир Путин, выступая на заседании в рамках Форума стран- экспортеров газа в Тегеране.
https://russian.rt.com/article/132098
Но не у всех покупателей газа есть ФРС, чтобы напечатать доллары за газ, или лишнее золото, чтобы перевезти его в страны-экспортеры газа. А нет золота, то как авансировать разработку месторождений? У США есть сланцевый газ, и они его экспортируют. И так, газ можно и нужно поставлять много в целях защиты Земли от экологических проблем. А что взамен?
Россия планирует увеличивать поставки газа в восточном направлении. Об этом, как передает РИА «Новости», сообщил Президент РФ Владимир Путин на саммите Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) в Тегеране.
По его словам, ведется позитивная работа с партнерами из азиатских стран, в том числе китайскими и индийскими. «Планируем на азиатском направлении увеличить наши поставки с 6 до 30 процентов — до 128 миллиардов кубометров», — заявил глава государства.
Как отметил президент России, в готовящийся проект национальной энергостратегии до 2035 года закладывается существенный прирост добычи природного газа — на 40 процентов. Если в 2014 году в стране было добыто 578 миллиардов кубометров, то к 2035 году планируется добыть 885 миллиардов кубометров, пояснил российский лидер.
Он добавил, что в настоящее время у России уже есть контракт по восточному маршруту, подразумевающий поставку в Китай 38 миллиардов кубометров газа. Путин также указал, что для привлечения инвестиций в газовую отрасль страны-производители газа не должны отказываться от практики долгосрочных контрактов и принципов «бери или плати». По его мнению, важно, чтобы участники газового рынка проявляли солидарность.
http://lenta.ru/news/2015/11/23/putin/
Чем платить, что имеет цену в реальной экономике стран-экспортеров газа? Посмотрим состав стран ФСЭГ.
Прежде всего саммит в Тегеране не имеет аналогов не только в газовой отрасли, но и в мировой энергетике в целом. Например, встречи ОПЕК на самом высоком уровне, как правило, собирают далеко не всех мировых игроков на рынке нефти — из соглашений исключены Россия и США, первый и второй по объемам производители нефти в мире по итогам 2015 года. Этот фактор помогает Саудовской Аравии и ее союзникам из монархий полуострова, доминирующим в организации, вести агрессивные демпинговые войны.
Саммит ФСЭГ объединяет всех без исключения заметных игроков на мировом газовом пространстве. В эту группу входят Россия и Норвегия — первый и второй в мире экспортеры природного газа по трубопроводам, Катар — в качестве крупнейшего экспортера сжиженного природного газа, и Иран — как крупнейший держатель запасов природного газа, несмотря на низкую пока долю в торговле.
http://actualcomment.ru/tegeranskiy-gazovyy-sammit-1511231151.html
http://ria.ru/economy/20151123/1327146701.html
Нигерия, Россия, Египет, Иран, Алжир. Венесуэла, Боливия — это 177,5 + 143,8 + 89,6 + 78,1 + 38,9 + 30,7 + 10,6 = 569,2 млн потребителей продовольствия. Ну а продовольствие — это производное от чистой воды, в аквакультуре даже не надо почвы.
Вместо обязательного по сюжету вопроса «Кто виноват?» лучше перейти к выводам и поставкам товаров со значительным водяным эквивалентом в страны-экспортеры газа.
Ну, а у кого мало аппетита — ОАЭ, Ливия, Катар, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея — 9,1 + 6,3 + 2,2 + 1,4 + 0,8 = 19,8 млн чел. населения — могут в следующий экономический уклад оптимизации водопотребления инвестировать.
Конечно, в этих идеях нет ничего принципиально нового, хотя от этого они не становятся менее правильными. Хорошо известен формат сельскохозяйственной инициативы Хранителя Двух Исламских Святынь по инвестированию аграрных проектов за рубежом.
http://www.russarabbc.ru/about/news_detail.php?ID=37156
Так и долгосрочные деньги найдутся, чтобы не попасть в социально-экологический тупик без чистой воды.
http://ecology.md/page/vsemirnoe-selskoe-hozjajstvo-dostig
«Природный газ — лучшее топливо для устойчивого роста» — точно отмечено президентами в Тегеране. Почему бы не сформулировать консолидированную экологическую позицию стран-экспортеров газа на Всемирном форуме в Париже по защите Земли в этом же месяце?